Сайт для рожденных 11 мая

Жан-Леон Жером

 

Дата рождения: 11 мая 1824 года.
Дата смерти: 10 января 1904 года.
Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome).
Французский художник, ярчайший представитель академической живописи.

Как у всякого настоящего творца, у Жерома были свои взлеты и падения. Его работы признаны во всем мире, а каждый музей считает за счастье иметь его работы в своей коллекции.

В поисках признания

Отец Жерома работал с золотом и был мастером своего дела, неудивительно, что у Жан-Леона оказался развитый художественный вкус. Сначала он обучался художественному делу в родном Везуле, а с 1841г. продолжил обучение уже в Париже.

Жан-Леон Жерому повезло стать учеником Поля Делароша, возможно именно благодаря ему он утвердился в своем следовании академической живописи. В 1843-1844 г. они вместе отправились для зарисовок с натуры не в какую-нибудь далекую Миннесоту, а богатую живописными местами Италию. Флоренция, Рим, Ватикан, Помпеи... все эти прекрасные города оказали на молодого художника огромное впечатление, и все же больше всего ему понравилась прекрасная природа южной страны.

Жан-Леон Жером автопортрет Молодые греки забавляются петушиным боем

Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину. Как и многие другие ученики Делароша, он переходит на обучение к знаменитому педагогу Шарлю Глейру, но затем вновь возвращается к своему первому учителю. В 1846г. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853).

Академик академизма

Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. Жан Жером тяготеет к восточным сюжетам, уделяя огромное внимание к мелочам типа окружающей обстановки, погоде и ландшафту, его даже именуют «этнографическим художником» (тут сразу вспоминается наш художник-соотечественник Григорий Гагарин). Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история. Впрочем, его античные герои больше похожи на современников, собравшихся разыграть какие-то сценки в аутентичных нарядах. Но эротизм, соблазнительность сюжетов и фигур он нивелирует отстраненностью, холодностью и строгостью выполнения картины. Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением.

Возросшее мастерство позволяют ему осуществить мечту — в 1848 году он завоевал (пусть и не главную) «Римскую премию» с картиной «Богородица, Младенец Иисус и Святой Иоанн». Еще одно свидетельство успеха — многие последователи и предводительство группой любителей классических греческих образцов, получившей название «неогреков».

Конечно, как и у каждого творца, случались и творческие неудачи, но художник продолжал экспериментировать с сюжетами. Жером Леон написал и россиян в картине «Русские солдаты-песельники» после путешествия через Россию. Побывал он и в Египте, изобразив впоследствии «Египетских рекрутов, конвоируемых албанскими солдатами в пустыне» (1861), «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкого мясника в Иерусалиме», «Рабочих на молитве» (1865).

Тем не менее, успех у публики продолжает умножаться именно зарисовками на древнюю историю Греции и Рима: «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Убийство Цезаря», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Клеопатра у Цезаря».

А вот попытки изобразить французскую историю на «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Прием сиамского посольства Наполеоном» (1865) встречают вежливое молчание.

Фрина перед ареопагом

В 1867 году на очередном Парижском салоне скандал — картину Жана Жерома «Смерть маршала Нея» власти потребовали снять, аргументируя опасениями в общественных волнениях, ведь Мишель Ней перешел на сторону Наполеона и был расстрелян. В 1874 году на том же салоне творец имеет очередной заслуженный успех с картиной «Серый кардинал».

1865 году с пятой попытки живописец был избран членом Институтом Франции. Будучи кавалером Ордена Почетного легиона он получил звание офицера в 1867 году. В 1869 году был выбран в почетные члены британской Королевской академии художеств. Король Пруссии Вильгельм I наградил его орденом Красного орла III степени.

В 1875 году его мастерскую посетил будущий российский император Александр III и оставил заказ на картину. Картина «Бассейн в гареме» была переправлена в Россию и обрела там несчастливую судьбу.

Жан-Леон Жером был женат и оставил после себя четырех дочерей и одного сына.

Несмотря на то, что дожил художник почти до 80 лет, специалисты считают, что свои последние (да и то немногочисленные) успешные работы он создал в 1874-1876 гг.: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий; 1874), уже упомянутого «Серого кардинала» (1874) и «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876).

Живописец пробовал себя и в скульптуре, но в истории он останется как художник Жан-Леон Жером и ярчайший представитель академизма. Много позже ему на смену придет новое поколение экспериментаторов, а во Франции будут созданы многие картины Сальвадора Дали и Пабло Пикассо.

 

Пишите нам на ru.11may@yandex.ru